Техника гравировки ножей

27 января 2022

Ручная гравировка в начале 21 века находится на грани исчезновения. Если вы хотите получить нестандартный нож с ручной гравировкой, лучше всего искать мастера на тематической выставке. Правда, денег придется отдать баснословных — больше, чем за обычный нестандартный нож. Ручная гравировка значительно увеличивает стоимость изделия.

Основная цель гравировки – идентификация оружия (например, нанесение на клинок эмблемы производителя или имени мастера) и персонификация (надписи, символы) и украшение – узоры, рисунки.

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ГРАВИРОВКИ НОЖЕЙ

Булинская техника гравировки

Это первый из нескольких видов гравировки, о которых мы сегодня поговорим.

Его историческое название bulino, по названию основного резца, использовавшегося в итальянской школе граверов. Конечно, сейчас для его реализации используется больше инструментов, но сам принцип остался неизменным: мастер передает фактуру изображаемого предмета и игру светотени, разрезая металлическую поверхность с разной силой и под разными углами. Причем работа с тонкой иглой здесь даже предпочтительнее, чем с обычным резцом: она позволяет точнее изобразить мелкие детали, характерные для охотничьих сюжетов, например, фактуру шкур животных.

Когда-то техника резки использовалась в основном для украшения оружия, а потом его освоили мастера ножевого искусства, и оно настолько хорошо, что теперь ассоциируется, в первую очередь, с холодным оружием. Наносится в основном на металлические части ножен и рукоятей – больстеры, перекрестия, заклепки и т. д. Хотя изредка этот вид гравировки применяется и на самих клинках.

Существует три типа Булинская гравюра: точечный, линейный и смешанный — из названий понятно, как выглядит тот или иной тип. Каждый мастер решает для себя лично, в какой технике работать, но чаще всего их приходится комбинировать.

Булинская техника гравировки

Булинская гравюра

 

Булиновые ручные гравировальные пистолеты

Техника ручной гравировки

Если вы столкнулись с настоящим охотничьи ножи не раз (особенно старого образца) вы наверняка замечали, как часто в их гравировке используется растительный орнамент. И это не случайно: в свое время каждое изображенное растение имело глубокий символический смысл. Лотос символизирует бессмертие, лавр – славу, дуб – могущество, пальма – мир и победу, виноградная лоза – таинство таинства. Именно эти орнаменты чаще всего выполнялись в технике плоскостной гравировки. Особенность этой гравюры в том, что создаются две и более плоскости, с использованием разных граверов для достижения правильного рельефного эффекта. Например, надпись или орнамент будут как бы выступать из окружающей поверхности или, наоборот, углубляться в нее. В производстве холодного оружия такой прием на Клинки встречается реже, как правило – для украшения деталей ножа и ножен.

гравировальный нож

ручные гравировальные ножи

Техника выполнения гравюры

  1. Прежде чем нанести рисунок на поверхность, мастер сначала шлифует и полирует поверхность.
  2. Рисунок наносится тонким карандашом.
  3. Мастер намечает контуры будущего рисунка стальными иглами.
  4. Мастер гравирует точками или вырезает линиями нужный орнамент. Для плоскостной гравировки обрабатывается и фон — со специальными насечками, визуально добавляющими объем.
  5. Для подчеркивания контраста используют лаки или окислители для затемнения вырезанных канавок, а полироли для осветления участков без гравировки.
  6. Для придания гладкости поверхность ошкуривают.

– Большинство гравированных изделий закалены, чтобы сделать сталь более устойчивой к коррозии.

— Если при гравировке были сделаны золотые и серебряные насечки, то после закалки они будут выглядеть еще красивее.

— После гравировки и закалки изделие часто чернят специальной краской — она усиливает контрастность изображения.

гравировка ножей

 

техника ручной гравировки

ручной гравировальный нож

Чеканка – древнейший способ гравировки.

Чеканка представляет собой наполовину скульптуру грубой формы, а наполовину доведение заготовки до окончательного вида с помощью молотковых резцов (больштихелей, флячштихелей, шпицштихелей). Для гравировки мастера используют ромбовидный резец, также известный как грейфер, а также шпицстихель сечением, похожим на треугольник с закругленными краями, стальную иглу, красители и вспомогательные инструменты – карандаши, белила, точильный брусок, стальной линейки, лупы и микроскопы.

Что касается самих материалов, на которых делается гравировка, то подойдут самые разные стали и сплавы (нужно учитывать степень закалки металла, на котором производится работа), титан, алюминий, а также цветные и драгоценные металлы.

Техника лазерной гравировки

Такая гравировка делается везде и буквально за 15–20 минут. Обычно даже в небольших городах есть мастерские, где можно оставить нож и через полчаса получить его обратно с нужной надписью, эмблемой, рисунком и так далее. Общий принцип такой гравировки заключается в том, что лазерный луч испаряет часть металла так, что этот след становится визуально заметным. Самые мощные лазеры прорезают металл полностью – в этом суть сверхточной и сверхтонкой лазерной резки.

Лазерные граверы CO2 не являются дорогой категорией. У этих граверов нет особо сильного луча, и используются они в основном по дереву, пластику, коже и т. д. — то есть, в нашем случае, по рукояткам и ножнам. Такие граверы получили маркировку СО2 из-за того, что длинноволновое инфракрасное излучение, с которым они работают, производится молекулами углекислого газа.

Совершенно другой тип излучения – для граверов категорий «иттрий-алюминиевый гранат» (ИАГ), ванадатные лазеры и волоконные лазеры. Их рабочая длина волны рассчитана на работу с металлами самой высокой прочности и твердости. Самым мощным является волоконный лазер.

нож для лазерной гравировки

Техника механической гравировки

Современная механическая гравировка металла напоминает старые техники, о которых мы говорили; однако делается это, опять же, не вручную, а машиной. Программа направляет резак в соответствии с назначенным ему шаблоном. Для полировки или обработки нержавеющей стали используются специальные насадки-резаки. Они позволяют формировать рельефные поверхности. Алмазный наконечник используется для работы с самыми твердыми материалами.

Ножевое травление (ножи для электротравления)

Еще одним способом формирования узоров на поверхности металла является электрохимическое травление с использованием жидкого электролита и электрода.

Старая школа травления уже умела имитировать узор из дамасской стали. Если вам попадется нож с рисунком, похожим на дамасский, по относительно дешевой стоимости, не спешите его покупать, возможно, это подделка. Делаются такие узоры следующим образом: часть клинка, не подлежащая травлению, покрывается лаком, а остальная часть подвергается воздействию кислот. Для травления нержавеющей стали используется лазурит (едкое серебро).

Для процесса травления необходим электролит (ортофосфорная, соляная и серная кислоты), источники постоянного и переменного тока. Этот способ подходит, когда рисунок на стали повторяется (например, когда речь идет о маркировке металла). Под действием тока электроды вырывают с его поверхности частицы металла; такой узор делается с любой глубиной.

Электрохимическое травление также называют гальванопокрытием.

травление ножом

Материалы по теме
13.09.2018
Меч как церемониальное оружие всегда был излюбленным предметом художественного оформления. Некоторые образцы высших достижений в этом виде прикладного искусства сохранились до наших дней.
Уже скоро!
02.06.2017
С 14 по 20 апреля 23 года в Гримальди Форуме в Монако прошла 2017-я ежегодная выставка Top Marques Expo под высоким патронажем Его Светлости Князя Монако Альбера II.
Уже скоро!
10.03.2022
Многих владельцев ножей не устраивает оригинальный дизайн изделия. В этом случае не обязательно менять нож и искать замену. Вы можете сделать свой нож уникальным с помощью инструментов для кастомизации ножа. Профессиональное оборудование стоит довольно прилично...
Уже скоро!

Engraving techniques of knives

January 27, 2022

Hand engraving at the beginning of the 21st century is on the verge of extinction. If you want to get a custom knife with hand engraving, it is best to look for a master at a thematic exhibition. True, the money will have to give fabulous – more than for an ordinary custom knife. Hand engraving significantly increases the cost of the product.

The main purpose of engraving is to identify weapons (for example, applying the manufacturer’s emblem or the name of the master to the blade) and personification (inscriptions, symbols) and decoration – patterns, drawings.

BASIC ENGRAVING TECHNIQUES OF KNIVES

Bulino engraving technique

This is the first of several types of engraving that we will talk about today.

Its historical name is bulino, after the name of the main incisor that used in the Italian school of engravers. Of course, now more tools are used to implement it, but the principle itself has remained unchanged: the master conveys the texture of the depicted object and the play of chiaroscuro, cutting the metal surface with pressure of different strength and at different angles. Moreover, work with a thin needle is even preferable here than with an ordinary incisor: it allows to more accurately depict small details common to hunting subjects – for example, the texture of animal skins.

Once the cutting technique was used mainly for decorating guns, and then it was mastered by the masters of knife art, and it is so good that it is now associated, first of all, with bladed weapons. It is applied mainly to the metal parts of the scabbard and handles – bolsters, crosshairs, rivets, etc. Although occasionally this type of engraving is used on the blades themselves.

There are three types of bulino engraving: dotted, linear and mixed – from the names it is clear what this or that type looks like. Each master decides for himself personally in which technique to work, but for the most part, they have to be combined.

Bulino engraving technique

bulino engraving

 

bulino hand engraving guns

Hand engraving technique

If you have come across real hunting knives more than once (especially of the old model), you probably noticed how often a floral ornament is used in their engraving. This is no coincidence: at one time, each depicted plant had a deep symbolic meaning. The lotus symbolizes immortality, laurel – glory, oak – puissance, palm – peace and victory, grapevine – the mystery of the sacrament. It is these ornaments that were most often performed using the plane engraving technique. The peculiarity of this engraving is that two or more planes are created, using different gravers to achieve the correct relief effect. For example, an inscription or ornament will seem to protrude from the surrounding surface or, conversely, will be deepened into it. In the production of edged weapons, such a technique on blades is less common, as a rule – for decorating parts of a knife and scabbard.

engraving knife

hand engraving knives

Technique of execution of engraving

  1. Before applying a pattern to the surface, the master first grinds and polishes the surface.
  2. The drawing is applied with a thin pencil.
  3. The master outlines the contours of the future drawing with steel needles.
  4. The master engraves with dots or carves with lines the desired ornament. For planar engraving, the background is also processed – with special notches, which visually add volume.
  5. To accentuate the contrast, varnishes or oxidants are used to darken the cut grooves, and polishing agents are used to lighten areas without engraving.
  6. To give smoothness, the surface is sanded.

– Most engraved items are quenched to make the steel more resistant to corrosion.

– If during the engraving, gold and silver notches were made, then after quenched they will look even more beautiful.

– After engraving and quenching, the product is often blackened with a special paint – it enhances the contrast of the image.

engraving of knives

 

hand engraving technique

hand engraving knife

Chasing – oldest method of engraving

Chasing is a half sculpture of a rough shape and half bringing the work piece to the final look with the help of hammer cutters (bolhshtikhels, flachshtikhels, spitzshtikhels). For engraving, craftsmen use a rhomboid cutter, also known as a grabster, as well as a spitzstikhel with a section similar to a triangle with rounded edges, a steel needle, dyes and auxiliary tools – pencils, whitewash, a sharpening block, a steel ruler, magnifiers and microscopes.

As for the materials themselves, on which the engraving is done, a variety of steels and alloys are suitable (you need to take into account the degree of hardening of the metal on which the work is done), titanium, aluminum, as well as non-ferrous and precious metals.

Laser engraving technique

Such engraving is done everywhere and literally in 15–20 minutes. Usually, even in small towns there are workshops where you can leave the knife and get it back in half an hour with the desired inscription, emblem, drawing, and so on. The general principle of such an engraving is that the laser beam evaporates part of the metal so that this trace becomes visually noticeable. The most powerful lasers cut through the metal completely – this is the essence of ultra-precise and ultra-thin laser cutting.

CO2 laser engravers are not an expensive category. These engravers do not have an especially strong beam, and they are mainly used on wood, plastic, leather, etc. – that is, in our case, on handles and sheath. Such engravers received the CO2 marking due to the fact that the long infrared radiation with which they work is produced by the molecules of carbon dioxide.

A completely different type of radiation – for engravers of categories “yttrium aluminum garnet” (YAG), vanadate lasers and fiber lasers. Their working wavelength is designed to work with metals of the highest strength and hardness. The most powerful is the fiber laser.

laser engraving knife

Mechanical engraving technique

Modern mechanical metal engraving resembles the old techniques that we talked about; however, it is done, again, not by hand, but by a machine. The program guides the cutter according to the pattern that is assigned to it. For polishing or working on stainless steel, special cutter attachments are used. They allow forming embossed surfaces. A diamond tip is used for working with the hardest materials.

Knife etching (electro etching knives)

Another way to form patterns on a metal surface is electrochemical etching using an electrolyte liquid and using an electrode.

The old school of etching already knew how to imitate a Damascus steel pattern. If you come across a knife with a pattern similar to Damascus at a relatively cheap cost, do not rush to buy it, it may be a fake. Such patterns are made as follows: a part of the blade that is not subject to etching is covered with varnish, and the rest is exposed to acids. For etching, stainless steel used Lapis (caustic silver).

The etching process requires an electrolyte (orthophosphoric acid, hydrochloric acid and sulphuric acid), sources of direct, and alternating current. This method is suitable when the pattern on the steel is repeated (for example, when it comes to metal marking). Under the action of the current, the electrodes pull out metal particles from its surface; such a pattern is made with any depth.

Electrochemical etching is also called electroplating.

knife etching

Related materials
16.03.2022
A dagger is blade up to 45 centimeters long. The dagger blade can be straight or curved. And always — sharp on both sides. However, for all their beauty, collectible daggers have excellent balancing and a sharp blade — this is not a toy at all!
Read
03.12.2017
Knife “Golden fleece”. Knife “PM pistol”. Knife “The jaguar”.
Read
30.11.2017
Knife “The Russian empire”. This knife represents the majestic figure of the innovator, the strong will ruler and the curious adventurer, who succeed to turn his kingdom into great power.
Read